Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
Узбекистан становится новым производственным центром для мировых текстильных брендов. Об этом рассказывает статья «Текстильная революция в Узбекистане» начальника департамента Министерства инвестиций, промышленности и торговли Тимура Базарова.
Автор приводит факты и цифры, подтверждающие, что интеграция Узбекистана в глобальную модную индустрию находится в активной стадии.
Работа на более чем 80 брендов
По данным МИПТ, сейчас в Узбекистане 66 предприятий работают напрямую с международными текстильными компаниями, включая LC Waikiki, Terranova, Defacto, Murk и Inditex. За последние три года были заключены соглашения с более чем 80 иностранными брендами, среди которых The North Face, Engelbert Strauss, Disney и Kiabi.
Производства распределены по ключевым регионам: 13 предприятий в Наманганской области, 10 в Ташкенте, 8 в Ташкентской области, по 7 — в Самарканде и Фергане. Совокупные мощности превышают 850 тысячи тонн продукции в год.
Экономический эффект
По итогам 2024 года предприятия, работающие с международными брендами, произвели 273 тысячи тонн продукции на сумму 12,9 трлн сумов, отмечается в статье. Из этого объёма 40,1 тысячи тонн готовой продукции на 435,4 млн долларов было экспортировано. Доля экспорта в общем объёме производства этих компаний составляет 42% — показатель высокой конкурентоспособности на внешних рынках, считают в МИПТ.
Реклама на Gazeta
Занятость на этих производствах превышает 37,5 тысячи человек — не только вклад в экономику, но и решение задачи регионального развития.
Планируемые 84 млн долларов вложений на 2025 год выглядят относительно скромно на фоне масштабов отрасли, но важно, что речь идёт о прямых иностранных инвестициях, привязанных к конкретным контрактам и технологиям. В 2025 году планируется запуск 20 новых производственных линий. Проекты предусматривают выпуск дополнительно 33 млн единиц готовых изделий, 600 тысяч кв. м отделочных тканей и 25 тысяч тонн трикотажного полотна.
Перспективы и риски
«Если текущие тенденции сохранятся, у Узбекистана есть все шансы в ближайшие годы закрепиться в статусе важного и надёжного звена в глобальной цепочке производства модной одежды, встав в один ряд с признанными лидерами отрасли», — резюмирует специалист МИПТ в статье.
В середине августа президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на совещании по вопросам поддержки текстильной отрасли поручил принять меры по расширению экспорта готовой одежды в Европу и США, открыв торговые дома в Сент-Луисе и Нью-Йорке и наладив сотрудничество с международными брендами.
Однако, по мнению экспертов отрасли, к числу вызовов для узбекистанских текстильщиков относятся необходимость технологической модернизации, внедрение экологических стандартов производства и зависимость от мирового спроса на одежду.
От решения этих вопросов будет зависеть, сумеет ли Узбекистан превратить текстиль в одну из ключевых экспортных отраслей с высокой добавленной стоимостью.