Хранительница смыслов. Маринике Бабаназаровой — 70 лет
Маринике Бабаназаровой — 70. Её имя давно стало олицетворением преданности своему главному делу — руководству Государственным музеем искусств имени Игоря Савицкого в Нукусе. Для «Газеты» юбилейная дата — повод отдать должное современнице и её вкладу в развитие музейного дела в стране.
Сегодня, 09:03
Культура
История культуры всегда складывается из двух движений. Одни люди открывают: находят забытое, собирают рассыпанное, спасают от исчезновения. Другие удерживают и развивают, делают открытое доступным, сохраняют его в меняющемся мире, возвращают смысл в привычное. В истории Государственного музея искусств имени Игоря Савицкого оба эти движения сошлись почти идеально. Сам Савицкий — собиратель и подвижник с великой идеей. И Мариника Бабаназарова — преемница Игоря Витальевича и хранительница, которой удалось из собранной по крупицам коллекции сделать культурный бренд мирового масштаба.
Сегодня Маринике Маратовне исполняется 70 лет. И это не столько про возраст, сколько про меру прожитой жизни, равную 31 году музейного руководства, сотням выставок, десяткам международных проектов и тысячам километров, намотанных по миру вместе с наследием Савицкого.
Мариника Бабаназарова. Фото Артура Кота для польского журнала «Вояж», 2014 г.
Благодаря усилиям Бабаназаровой собрание нукусского музея перестало быть загадкой для узкого круга знатоков — оно стало явлением мировой культуры. Выставки в Италии, Германии, Австрии, интерес японских и американских документалистов, международные конгрессы и лекции — всё это превратило Нукус в точку пересечения культурных маршрутов.
Реклама на Gazeta
Одна из её самых трогательных инициатив — образовательные проекты. «Музей на колёсах» приезжал в районы Приаралья, туда, где после катастрофы с Аралом жизнь стала особенно трудной. В этих проектах есть не только забота о детях, которые впервые видят картины, но и глубокий гуманистический смысл: искусство оказывается способом вернуть надежду и смысл людям, живущим на территории экологического забвения.
С группой из музея современного искусства «Гараж» (Россия). Нукус, 2019 г. Фото: Мариника Бабаназарова / Facebook.
В 2015 году местные чиновники решили отправить Маринику Маратовну на пенсию. Казалось бы, обычное кадровое решение. Но принято оно было в топорной и столь надуманной манере, что в тот момент «проснулся» творческий Узбекистан: искусствоведы, учёные, журналисты. К ним присоединились голоса из-за рубежа: коллеги, кураторы, поклонники музея. Уход Бабаназаровой воспринимался не как «смена руководства», а как потеря защитницы, способной удерживать музей в культурном пространстве, сохранить его коллекцию.
После ухода из музея Бабаназарова не ушла на покой. Она переключилась на просветительскую деятельность и продолжает заниматься по сей день: пишет статьи, читает лекции, участвует в записи подкастов, в которых увлекательно рассказывает о Хорезмской археолого-этнографической экспедиции или о малоизвестных художниках из музейной коллекции. В 2022 году вышла её книга «Воспоминания о Савицком» — не просто биография её теперь знаменитого предшественника, но и опыт собственного размышления о том, как история одного человека становится частью истории страны и всей Центральной Азии.
Фото: Мариника Бабаназарова / Facebook.
Награды, ордена, звания, безусловно, важны, и они есть у Мариники Маратовны. Орден «Дустлик», французский орден «За заслуги в области искусства и литературы», стажировки в Лувре и Британском музее. Но, пожалуй, главная награда для Бабаназаровой — её личный вклад в историю искусств Центральной Азии. Она не собирала картины в пыльных мастерских — она собирала смыслы и аудиторию вокруг уже собранного. Благодаря ей музей в Нукусе стал не складом, а живым организмом. Есть в этом что-то большее, чем просто успешное руководство культурным учреждением. Это — яркий пример того, как личность способна превратить музей в пространство диалога культур, времени и людей.
В преддверии юбилея «Газета» обратилась к коллегам Мариники Бабаназаровой с просьбой рассказать о современнице, её роли в развитии музейного дела в стране и качествах, личных и профессиональных, которые помогли преемнице Игоря Савицкого достичь поставленных целей и при этом остаться верной себе.
Тигран Мкртычев, директор нукусского музея с января 2021 года по декабрь 2024-го:
Судьба уготовила Маринике Бабаназаровой очень ответственную роль. Она дочь Марата Нурмухамедова, который был другом и соратником Игоря Витальевича Савицкого. Без преувеличения можно сказать, что тандем этих двух людей создал уникальный музей в Нукусе. Савицкий возглавил этот музей, а Нурмухамедов был тем человеком, который всемерно помогал своему другу не только в его открытии, но и в последующем становлении.
Игорь Савицкий (слева) и Мариника Бабаназарова (справа). Фото из личного архива М. Бабаназаровой.
Мариника росла в любящей семье, где авторитет отца был непререкаем, а его идеи о необходимости сохранения культурного наследия каракалпакского народа, восстановления забытых страниц отечественной культуры и искусства, которые полностью разделял Савицкий, были восприняты ею с детства.
В семье Нурмухамедовых Савицкий был своим человеком. Поэтому нет ничего удивительного, что после смерти Игоря Витальевича Мариника Маратовна возглавила музей, где в то время она уже работала учёным секретарём. Буквально вскоре после ухода из жизни Савицкого трагически погиб и отец Мариники.
Трудно обойтись без высоких слов и пафоса, но давайте постараемся понять, какой груз ответственности лёг на молодого директора нукусского музея. Дело отца и его друга оказалось в её руках. И надо сказать, что она с удивительной честью прошла через испытания очень непростого времени — кризис Советского Союза, создание независимого Узбекистана, непонимание значения коллекции музея.
Фото из личного архива М. Бабаназаровой.
Сейчас, когда музей Савицкого превратился в бренд Узбекистана, коллекция, собранная Игорем Витальевичем, признана одним из лучших собраний неформального советского изобразительного искусства, а Нукус стал точкой притяжения любителей искусства со всего мира, мало кто помнит, какими трудами Мариники Маратовны это было достигнуто… Не зная всей полноты картины — Мариника Маратовна не очень любит вспоминать те годы — по отрывочным сведениям можно судить о том, что ей пришлось пережить и что сделать для того, чтобы сохранить музей и вывести его на мировой уровень.
Мне довелось общаться с Мариникой Маратовной в разные годы: и когда она была директором музея и достойно представляла «жемчужину Узбекистана»; и когда она неожиданно оказалась в опале, и я искренне выступал в защиту её честного имени. Оказавшись на короткое время во время действия договора на её месте — в кресле директора нукусского музея — я «на собственной шкуре» почувствовал все «прелести» высокого поста и ещё больше начал уважать Маринику Маратовну.
Фото из личного архива М. Бабаназаровой.
После отъезда из Нукуса продолжаю поддерживать дружеские отношения с Мариникой Маратовной. Нукусский музей — непростое место. Он не отпускает. И в наших нынешних разговорах мы вспоминаем историю музея, отдельные произведения того огромного художественного феномена, к которому нам удалось прикоснуться — ей больше, мне меньше. Много есть о чём поговорить. Хотелось бы, чтобы у нас такая возможность была как можно дольше.
Эльмира Ахмедова, кандидат философских наук, руководитель секции искусствоведов Творческого союза художников Академии художеств:
Имя Мариники Маратовны Бабаназаровой давно стало синонимом преданности Государственному музею искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе. Музей этот — не просто место, где хранятся уникальные экспонаты, это некий миссионерский институт, который занимается сохранением, просвещением, воспитанием, исследованиями. Мариника Маратовна продолжила развивать заложенное в своё время основателем музея Игорем Витальевичем Савицким, который и предопределил будущую биографию своей преемницы.
Жизнь Мариники Маратовны каждым своим моментом связана с музейной историей: хранением, борьбой, сложными драматическими страницами, непониманием, победами и признанием. Самоотверженность и любовь директора Бабаназаровой к музею, преданность ему привели к значительным переменам: появились частные коллекции, три новых корпуса музея, возникли передвижные выставки и проводились лекции в отдалённых аулах, сёлах Каракалпакстана, публиковались материалы о творчестве художников, стала возможной реставрация произведений искусства, на территории музея был создан детский центр, сотрудники музея участвовали в международных выставочных проектах.
Репутация музея им. Савицкого в стране и в мире была создана усилиями Мариники Бабаназаровой. В этом её огромная личная заслуга. Мариника Маратовна сумела поставить нукусский музей в один ряд с музеями мирового уровня и определила направление дальнейшего его развития как мирового музея с разнообразными формами деятельности.
Мариника Маратовна и сегодня остаётся глубоко преданным, искренне переживающим, болеющим за музей человеком и специалистом. Эта преданность вобрала в себя уважение к памяти её замечательных родителей — Вероники и Марата Нурмухамедовых, любовь к Каракалпакстану, благодарность своему Учителю — Савицкому И. В. К своему 70-летию Мариника Маратовна пришла с высоко поднятой головой, блестяще выполненной миссией, следуя профессиональному долгу.
Мухаммед Каипбергенов, директор Общественного фонда развития литературы и искусства имени Тулепбергена Каипбергенова:
Иногда мы живём рядом с людьми эпохи и не замечаем этого. Они кажутся такими доступными, простыми, открытыми, что мы забываем: перед нами человек, благодаря которому будущее поколений станет иным. Для меня Мариника Маратовна именно такая. Я не её ученик, не коллега по цеху, у нас совершенно разные сферы. Но однажды просто в социальных сетях я почувствовал её присутствие.
Она комментировала, поддерживала, откликалась на идеи, которые рождались в молодёжной среде. Это поражало: искусствовед мирового масштаба, руководитель музея, личность, известная в академической среде — и в то же время человек, который находил время для молодых, которых даже не знал лично.
Она постоянно, щедро и бескорыстно делится самым ценным, что у неё есть, — своими трудами, знаниями, воспоминаниями. Даже когда трудно или нездоровится, то, что Мариника Маратовна считает важным, никогда не останется без её внимания. Именно так было и в 2024 году, когда у нас появилась мысль создать особый проект для музея Савицкого — сообщество амбассадоров музея. Это молодые, активные люди из разных регионов и даже стран, которые изучают музей и продвигают его онлайн и офлайн.
Фото: Мариника Бабаназарова / Facebook.
Для меня работа над проектом стала доказательством того, что Мариника Маратовна никогда не про поверхностность. Не из тех, кто ограничивается красивым словом или формальной поддержкой. Её участие всегда превращается в дело: она делилась редкими презентациями и материалами, помогала формулировать замысел, вышла в прямой эфир с амбассадорами и открыто с ними пообщалась. И самое главное — продолжала интересоваться проектом уже потом, шаг за шагом, узнавая, как ребята справляются, что у них получается. Для неё было важно чувствовать, что это всё не зря. Что её усилия и время превращаются в качество, в глубокий результат. В этом, как мне кажется, и есть её особенность: умение быть не просто рядом, а быть вовлечённой до конца, так, чтобы у других появлялось чувство ценности и смысла.
Мне кажется, что самой Маринике Маратовне порой трудно осознать масштаб своего влияния. Она умеет скромно отодвигать себя на второй план. А между тем целое поколение, моё поколение, уже во многом учится именно на её примере. Мы учимся быть открытыми. Мы учимся верить, что культура и общество — это не абстракция, а живой разговор, в который можно войти, если у тебя есть искренность. Иногда мне больно думать, что она, возможно, принижает свой вклад. Но это вклад, который будет работать десятилетиями. Даже если сама она об этом не думает. Даже если кажется, что это «просто комментарии в Фейсбуке» и «несколько презентаций для ребят». Потому что именно так и рождается доверие между поколениями, и, безусловно, так передаётся огонь.
Сегодня, когда Маринике Маратовне исполняется 70 лет, я хочу сказать: мы счастливые современники. Как говорил Ньютон: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Для меня она — именно такой гигант: гигант искусства, гигант общественной деятельности и, прежде всего, гигант человеческой щедрости.