Главная | ОБЩЕСТВО | «Тесты соответствовали уровню профессоров, а не школьных педагогов». Учителя английского языка требуют пересмотра результатов аттестации

«Тесты соответствовали уровню профессоров, а не школьных педагогов». Учителя английского языка требуют пересмотра результатов аттестации

Фото: Шохрух Хайдаров / Gazeta

«Тесты соответствовали уровню профессоров, а не школьных педагогов». Учителя английского языка требуют пересмотра результатов аттестации

Несколько тысяч учителей английского языка по всему Узбекистану недовольны результатами аттестации, проведённой в октябре. Они заявляют, что тесты были чрезмерно сложными, а некоторые вопросы — спорными, и требуют пересмотра процедуры. «Газета» изучила ситуацию.

  O‘zbek tilida
  Ўзбек тилида

Сегодня, 20:19  

Общество  

Учителя английского языка, работающие в детских садах и школах по всему Узбекистану, выразили недовольство результатами аттестации, проведённой в конце октября, и направили обращение министру дошкольного и школьного образования. Это обращение педагогов вызвало обсуждения в социальных сетях. «Газета» изучила ситуацию.

Чем недовольны учителя?

В обращении от имени группы учителей английского языка говорится, что тысячи учителей остались недовольны результатами аттестации, прошедшей 24, 30 и 31 октября.

«Мы глубоко осознаём, насколько важно, чтобы процесс аттестации проходил прозрачно и справедливо, а квалификация педагогов оценивалась объективно — это крайне важно для развития системы образования. Однако во время прошедших тестовых испытаний наблюдался ряд проблем. В частности, тестовые вопросы были чрезмерно сложными и в большинстве своём не соответствовали знаниям и навыкам, необходимым в повседневной педагогической деятельности и работе с учениками. Вопросы содержали логические и лингвистические ошибки, что подрывает доверие к результатам», — говорится в коллективном письме.

Педагоги утверждают, что тестовые материалы не соответствовали требованиям валидности и надёжности, так как они проверяли не реальную квалификацию учителя, а узкоспециализированные академические знания. В некоторых случаях, по мнению учителей, вопросы были намеренно усложнены, что вызвало у педагогов стресс и чувство несправедливости. В результате многие преподаватели английского языка не смогли получить нужный балл, отмечается в обращении.

Чего требуют педагоги?

Согласно письму, в некоторых Telegram-группах, созданных для преподавателей английского языка, были проведены опросы, и более 90% участников заявили, что не прошли аттестацию. «Это очень высокий показатель, который ставит под серьёзное сомнение справедливость аттестации и достоверность тестовых вопросов. Между тем эти же педагоги весной показали высокие результаты на аналогичной аттестации», — говорится в письме.

Реклама на Gazeta

Недовольные учителя просят министра принять следующие меры:

  • пересмотреть итоги аттестации, проведённой 24, 30 и 31 октября, аннулировать результаты тестов и провести аттестацию повторно;

  • провести официальную экспертизу тестовых вопросов и ответов;

  • пересмотреть работу ответственных тестологов, с тем чтобы подобные ситуации не повторялись;

  • сделать систему аттестации открытой и справедливой, реально отражающей профессиональный уровень учителей.

Министерство: «Мы готовы дать обоснованные разъяснения»

Пресс-служба Министерства дошкольного и школьного образования 3 ноября выступила с заявлением по поводу недовольства учителей. МДШО напомнило, что педагоги, недовольные результатами аттестации, могли оставить свои замечания прямо во время тестирования — через платформу, где проходило испытание, либо в течение 10 дней после публикации результатов, а также подать апелляцию.

Министерство также заявило, что готово предоставить обоснованные разъяснения по каждому тестовому заданию и поступившему возражению, говорится в заявлении.

В МДШО также отметили, что наблюдаются попытки использовать ситуацию в личных интересах.

«Появились призывы к педагогам, не набравшим достаточное количество баллов, собирать деньги якобы для оплаты услуг адвокатов (до 100 млн сумов), предложения „помочь“ с прохождением аттестации, а также факты искажённого распространения отдельных тестовых вопросов в социальных сетях. Министерство совместно с соответствующими структурами ведёт работу по этим случаям», — уточняется в сообщении МДШО.

В министерстве подчеркнули, что каждое обращение рассматривается и по каждому даются разъяснения.

«Если педагог остаётся недоволен полученным ответом, он имеет право обратиться в суд. Подобные споры рассматриваются в установленном законом порядке. Мы также готовы к сотрудничеству со СМИ и открыты для ответов на все вопросы. В ближайшее время планируется провести пресс-конференцию», — говорится в информации.

Корреспондент «Газеты» Миролим Исажонов обратился к руководителю пресс-службы министерства Дилфузе Собировой с просьбой предоставить ответы по поводу жалоб педагогов или организовать интервью со специалистом. На момент публикации ответа на запрос не поступило.

«Вопросы были сложными и сформулированы академическим языком»

Корреспондент побеседовал с преподавателями, недовольными результатами аттестации, чтобы узнать, как проходили испытания.

По словам одной из педагогов, работающей в Сырдарьинской области, она участвовала в тестах 30 октября для подтверждения квалификации и получения 70-процентной и «министерской» надбавок, а также чтобы добиться победы в конкурсе «Учитель года».

«Я преподаю уже пять лет, у меня высшая категория. В этот раз я набрала 78 баллов и требую добавить ещё два, поскольку один из вопросов был логически неверно составлен. Я подала апелляцию, но получила шаблонный ответ. Да, эти два балла не влияют на мою категорию, но от них зависит вероятность получения надбавок. Чем выше балл, тем больше шансов. Кроме того, я планирую участвовать в конкурсе „Учитель года“, где также учитываются результаты по предметным тестам», — рассказала она.

По словам собеседницы, к осенней аттестации она готовилась три месяца.

«Этим летом я занималась почти без выходных, купила дополнительные курсы. Хотела получить высокий результат, но мой балл наоборот снизился. Человек, который так усердно готовился, должен показывать прогресс, а не откат. Вопросы были очень сложные и запутанные. Даже опытные учителя с IELTS на 8 баллов получили лишь около 60 баллов. Я считаю, что тесты составлены так, будто его цель — „завалить“ участников», — говорит педагог.

Она добавила, что список рекомендованных источников (так называемая спецификация) был опубликован всего за два месяца до аттестации.

«На самом деле мы должны заранее знать, по каким книгам будут составляться вопросы. Из 20 источников 4−5 обновили, и за два месяца это невозможно успеть выучить. Согласно положению, список должен обновляться раз в год, но в этом году его меняли дважды», — отметила она.

Учительница из Ходжаабадского района Андижанской области также подтвердила, что вопросы были чрезмерно сложными, и даже обладатели 7 баллов по IELTS показали низкие результаты.

«Вопросы не имели отношения к школьной программе. Тесты были рассчитаны на преподавателей вузов — они составлены на сложном академическом языке. Ответы были очень похожи, из-за чего выбрать правильный вариант было трудно. Среди моих коллег очень много недовольных. Даже те, кто проходил специальные курсы и серьёзно готовился, не смогли набрать нужный балл. Моя коллега с 15-летним стажем в прошлый раз получила 84 балла, а в этот — всего 60. Вопросы нужно упростить. Учителей чрезмерно перегрузили», — сказала она.

«Вопросы составлены искусственным интеллектом»

Учительница, работающая уже 20 лет в одной из школ Ферганской области, рассказала, что сдавала внеочередной тест 31 октября и также осталась недовольна содержанием аттестации.

«У меня высшая категория уже 15 лет. Я почти всегда участвую в аттестациях, чтобы проверить свои знания. В этот раз результаты для меня были не столь важны, но некоторые обстоятельства заставили подать апелляцию — я была возмущена. Во-первых, организация была слабой. Экзамен, назначенный на 12:00, начался только через три часа. Мы долго ждали на улице, условия были неудобными. Сотрудники в форме общались грубо. Можно было хотя бы поставить стулья для ожидающих учителей, предложить чай или кофе, а ведь среди нас были даже беременные женщины», — рассказала она.

«За годы работы я получила почти все международные сертификаты по английскому — TESOL, CEFR, IELTS. Кроме того, регулярно участвую в международных программах. Я изучала основы тестологии, поэтому понимаю принципы составления тестов, их надёжности и справедливости. Как только я начала тест, сразу почувствовала, что вопросы чрезмерно сложные. Было немало неправильно составленных заданий. Полагая, что мой словарный запас поможет, я решила многие из них правильно, но в итоге набрала всего 70 баллов», — говорит педагог.

По её словам, вопросы были настолько сложными, что не позволяли объективно оценить ни квалификацию, ни навыки, ни знания учителей.

«Создавалось впечатление, что они вообще не основаны на каких-либо источниках — будто сгенерированы искусственным интеллектом специально для усложнения. Если бы их составляли профессиональные тестологи, они придерживались бы принципов валидности и не делали бы вопросы столь запутанными», — объясняет она.

Педагог добавила, что для тех, кто участвовал в аттестации ради подтверждения или повышения категории, провал стал особенно болезненным.

«Многие вышли из зала в слезах. Если педагогу пришло время повышать категорию, но он не набрал нужные баллы, директор имеет право расторгнуть с ним контракт. Больше всего пострадали именно такие педагоги. У сильных учителей могла пострадать репутация, а в семьях это нередко приводит к конфликтам», — отметила она.

«Здесь есть другие факторы»

Педагог из Сырдарьинской области, набравший 76 баллов 30 октября, также считает, что вопросы были искусственно усложнены.

«Я преподаю в школе три года. Проходил внеочередную аттестацию, чтобы получить надбавку. Постепенно повышал свою категорию и в этот раз рассчитывал получить высшую. К сожалению, из-за сложности вопросов не смог набрать нужный балл. Из рекомендованных источников почти ничего не попалось, даже школьных материалов не было. Весенняя аттестация включала вопросы, соответствующие рекомендованным книгам, и тогда многие получили высокие результаты. Но в этот раз тесты явно были усложнены искусственно. Ведь если более 18 тысяч учителей, то есть свыше 90% участников, не смогли пройти, это говорит не о том, что они некомпетентны. Здесь есть другие факторы», — подчеркнул педагог.

По словам учителя, тесты не были направлены на проверку профессиональных умений школьных учителей:

«Задания соответствовали уровню университетских профессоров и академических преподавателей. Для обычных школьных педагогов они были слишком сложными. Уровень школьных учебников ограничен уровнем B1, а нам попадались вопросы уровня C1-C2 — это продвинутый академический уровень. Мы ожидали задания, оценивающие не теоретические знания или лингвистические способности, а то, насколько мы можем обучать учеников», — отметил он.

«Я подал апелляцию по результатам аттестации, но получил стандартный шаблонный ответ, как и все остальные. Я выступаю за повторное проведение аттестации. Вопросы были сложными, с неоднозначными ответами. Если тесты пересдадут, все учителя будут только рады», — заключил учитель.

Давление на недовольных педагогов

В Telegram-группе, созданной учителями, выразившими недовольство вопросами и результатами аттестации, сообщалось о случаях давления на педагогов. По словам участников, директорам школ поручено собрать недовольных учителей и объяснить им, что тесты соответствовали уровням B2 и C1, а также оформить протокол собрания с фотографиями.

«В школе прошло собрание. После этого директор отдельно вызвал преподавателей английского языка. Он предупредил нас, чтобы мы зря не жаловались, так как это бесполезно, что в вопросах ошибок нет, и если мы обратимся в суд, это может обернуться против нас. Сказал, что так сообщили в министерстве», — пишет одна из учительниц в группе.

По словам эксперта по вопросам образования Комила Джалилова, проблему невозможно решить методом давления на педагогов через директоров. Для того, чтобы её устранить, необходимо изучить и ликвидировать истинные причины.

«Если коренные причины не будут устранены, то даже при помощи директоров невозможно будет остановить растущее число недовольных учителей. Мой совет министерству: приостановить нынешний формат аттестации, начать диалог с педагогами, общественностью и специалистами, а также предпринять шаги для создания системы, которая будет справедливо оценивать педагогическое мастерство, не унижая достоинство учителей», — заявил Комил Джалилов.

В свою очередь, педагоги требуют провести повторную и справедливую аттестацию.

«Цель у нас одна, и просьба не такая уж и большая. Давлением и обвинениями в адрес самих учителей ничего не добиться. В группе Telegram, где объединены недовольные процессом педагоги, уже 18 тысяч человек — и это только учителя одного предмета. А ведь есть ещё другие дисциплины, где тоже хватает недовольных. Давление, которое вы оказываете на педагогов, даёт лишь обратный эффект — сильнее сплачивает нас. Возврата уже нет. Мы, учителя английского языка, не просим многого — просто проведите повторную аттестацию», — говорится в заявлении учителей.

Реакция общественности

Специалист по подготовке учителей английского языка к аттестации Мафтуна Каримова отметила, что многие тесты составлены не по утверждённому положению и в основном проверяли не критическое мышление, а механическое запоминание.

«Если следующий экзамен снова будет таким же, а количество рекомендованных источников в регламенте останется прежним, разве преподаватели, готовясь, не будут снова заниматься dry rote learning — сухому заучиванию? Разве стоит заставлять женщин-педагогов, которые разрываются между семьёй, детьми, обязанностями невестки и работой, или мужчин-учителей, берущих дополнительные часы, чтобы обеспечить близких, вместо подготовки к эффективным урокам снова зубрить 20 книг?» — написала она.

«Решением может стать проведение тестового испытания, которое обеспечивает positive washback — положительный отклик, то есть таких, которые действительно стимулируют учителей развиваться и повышать квалификацию, ради которой и предусмотрены надбавки в 70% и бонусы. Ведь конечная цель этих решений — вывести систему образования на новый уровень с помощью финансово стабильных и профессионально сильных педагогов, которые готовят учеников к будущему», — подчеркнула Мафтуна Каримова.

По информации Мафтуны Каримовой, по состоянию на 3 ноября, количество педагогов, подавших апелляции, превысило 21 тысячу человек.

Другой специалист по подготовке учителей английского языка к аттестации, Бекзод Муйдинов, заявил, что эта аттестация стала самой сложной и нетипичной из всех, что он наблюдал за последние 20 лет.

«Те тестовые вопросы, которые я видел за два дня, были настолько сложными, что могли бы сбить с толку не только наших учителей, но и преподавателей из Великобритании или США. Все знают, что в международных экзаменах вроде IELTS или TKT есть чёткие рамки и уровни сложности. Перед экзаменом вы точно знаете, чего ожидать и на какие знания опираться при выборе ответа. Но, к сожалению, в недавних аттестациях по английскому языку этого не было вовсе», — сказал он.

«Откуда школьный учитель должен знать столь академические вопросы, которых никогда не встречал ни в учебниках, ни в практике? Зачем ему эти чрезмерно теоретические и далёкие от реальной преподавательской деятельности темы? Прошу составителей тестов учитывать лексику, правила, идиомы и примеры, которые действительно применяются в классах. Ведь цель аттестации — оценить способности преподавателя обучать и его владение материалом школьных учебников. Поймите, тех, кто прошёл, едва набралось 10%. Разве цель аттестации — провалить всех подряд?» — добавил Муйдинов.

Эксперт по вопросам образования Комил Жалилов отметил, что нынешняя аттестация сопровождалась многочисленными скандалами. Он напомнил, что после весенней аттестации некоторые преподаватели — как индивидуально, так и группами — уже подавали в суд на министерство.

«В этот раз масштабы недовольства гораздо шире: недовольны не только учителя английского языка, но и преподаватели биологии, географии, экономики, технологии, физкультуры. Учителя технологии даже обратились напрямую к президенту. Система аттестации требует серьёзной проверки при участии парламента, общественности и экспертов. Ведь речь идёт о профессиональной чести педагогов, защищённой Конституцией и законами», — написал эксперт.

Он также обратился к министерству с рядом вопросов:

«В группе учителей английского языка уже почти 18 тысяч человек. Если столько педагогов не смогли пройти аттестацию, это указывает на проблемы не в их знаниях, а в самих тестах. Может ли министерство опубликовать статистику по последней аттестации? Сомневаюсь, что это тайна».

«Если педагог с уровнем IELTS 8 (C2) не смог пройти аттестацию, на какой уровень были рассчитаны тесты? Кроме того, в тестологии один из способов проверки валидности теста — сравнение результатов двух экзаменов, проверяющих одну и ту же компетенцию. Если между результатами, например, IELTS и другой проверки уровня английского нет корреляции, то это говорит о проблемах валидности одного из тестов. Изучало ли министерство корреляцию между результатами учителей с национальными и международными сертификатами и их результатами аттестации? Проходили ли эти тесты апробацию? Если да, то почему проблемы не были выявлены заранее?» — задаётся вопросами Джалилов.

После широкого обсуждения в сети центр педагогического мастерства и международной оценки МДШО — организация, ответственная за подготовку тестов, — начал публиковать некоторые задания и их анализ.

Центр также сообщил, что педагоги, имеющие вопросы или замечания по тестам, могут обсудить их лично со специалистами с 5 по 15 ноября с 9:00 до 18:00 в научно-практическом центре педагогического мастерства и международной оценки, а также обратиться по телефону 71−207−79−79.

По словам Комила Джалилова, валидность этих тестов — то есть их способность объективно оценивать уровень знаний и педагогическое мастерство школьных учителей английского языка, основная задача которых — развивать у учеников четыре навыка (чтение, аудирование, говорение, письмо), — требует отдельного изучения.

«Даже в официально опубликованных примерах можно увидеть некорректно составленные задания (в своём посте Жалилов привёл пример, объяснив, почему вопрос был составлен неправильно — ред.). Поэтому, чтобы восстановить справедливость, результаты тех педагогов, которым попались такие задания, должны быть пересчитаны — без всяких апелляций и судов».

В одной только группе Telegram, созданной учителями английского языка, недовольными результатами аттестации, количество участников на момент публикации превысило 19 тысяч человек, и это число продолжает расти. Согласно сообщениям в группе, если обращения педагогов не дадут результата, следующим шагом станет подача коллективного иска. Учителя также направили обращение руководителю Администрации президента Саиде Мирзиёевой и планируют запустить челлендж с видеообращениями.

«Газета» продолжает следить за ситуацией.

Источник