Главная | ОБЩЕСТВО | «Превратить школу в экосистему смысла, заботы и устойчивости»

«Превратить школу в экосистему смысла, заботы и устойчивости»

Фото: Gazeta

Какие шаги могут предпринять страны Центральной Азии для повышения качества образования? Какие механизмы повышения квалификации помогут раскрыть потенциал учителя? Какова роль тьютора в школе будущего? Что такое эмоциональный интеллект и как помочь ребёнку понимать свои эмоции? Эти и другие вопросы обсуждались на ставшем уже традиционном августовском саммите учителей, проводимом Ассоциацией негосударственных образовательных учреждений.

Девиз саммита этого года, организованного 21 августа в школе Genesis Education: «Учитель, меняющий мир через образование». В саммите приняли участие более 400 педагогов негосударственных и государственных школ. Спикерами выступили специалисты из Узбекистана, Казахстана, России, Турции, Японии и Великобритании.

Мероприятие открыла начальник управления дошкольного и школьного образования Ташкента Ирода Юлдашева. Она отметила, что основной целью государственной политики в сфере образования является гармонично развитое поколение и для этого важна поддержка как государственного, так и негосударственного сектора образования.

Реклама на Gazeta

С приветственной речью выступили врио директора Республиканского научно-методического центра образования Юлия Рысюкова и ректор Университета Пучон в Ташкенте, бывшая министр дошкольного образования Агриппина Шин. Юлия Рысюкова отметила сотрудничество государственного и негосударственного секторов образования, в частности, в совершенствовании системы психологической поддержки участников системы образования в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта, когда огромный поток необработанной информации негативно влияет на психику детей.

Агриппина Шин в своей речи обратила внимание на рост негосударственного сектора образования — 31 тысяча негосударственных дошкольных образовательных учреждений и 645 средних школ — и отметила, что задачей педагогов является быть носителем гуманистических и культурных ценностей, несмотря на вызовы современного мира.

После пленарного заседания участники саммита продолжили работу в секционных тренингах. «Газета» приводит тезисы выступления одного из спикеров пленарного заседания — Алмагуль Канагатовой, руководителя и преподавателя компании CEO Global Nomad Education (Казахстан), доктора философских наук.

Качественное образование — для каждого ребёнка

В своём выступлении Алмагуль Канагатова говорила об «окнах образования», которые могут помочь участникам системы образования Центральной Азии видеть мир и в то же время осознавать себя. Если первое «окно» обращено в мир — это глобальные образовательные вызовы и новые компетенции, такие как, например, искусственный интеллект, «умные» учебные пространства, цифровое мышление, то второе «окно» — это локальное: ребёнок как личность, со своими вопросами, надеждами, страхами. И школа, по словам спикера, должна быть пространством, где мы слышим «я» ребенка.

Каждый ученик — это маленькая вселенная, которую школа либо открывает, либо закрывает. Дети разные, и задачей учителя и школы является увидеть своеобразие учащегося, распознать его сильные стороны и дальше их усиливать. Спикер привела пример «президентских» школ Казахстана — NIS (Назарбаевских интеллектуальных школ), которым уделяется особое внимание, в то время как в приоритете должно быть качественное образование для каждого ребенка.

Если школа не оснастит ребёнка базовыми навыками с детства, он не выдержит давления глобального мира и технологий. В Казахстане, как и в Узбекистане, базовый доступ к образованию обеспечен, но нужны новые подходы, чтобы обеспечить качество образования и равенство доступа к качественному образованию. По результатам международного исследования PISA-2022 50% учащихся Казахстана достигли базового — второго уровня грамотности (для сравнения: в Узбекистане 60% учащихся не достигли минимального второго уровня ни по одному из трёх аспектов грамотности).

Это может быть связано с инвестициями в образование: важно не только «сколько тратить», но и «как тратить». Как показывают исследования, связь «деньги — результат» растёт до порога 75 тысяч долларов США (по паритету покупательской способности — PPP) совокупных затрат на ученика в возрасте 6−15 лет, а после этого порога решающую роль играет качество использования средств.

Затраты стран Центральной Азии на образование ещё не достигли этого порога: в Казахстане эта цифра составляет примерно 29,8 тысячи долларов по PPP, в Узбекистане — 15,3 тысячи. Следовательно, для достижения наибольшего эффекта от вложенных средств важно тратить «с умом». По словам спикера, доля расходов на образование в бюджете Казахстана составляет около 24%, что отражает приоритетность, но необязательно эффективность.

Образование — это не только знания, но и справедливость: окно «я» должно быть прочным и защищённым. По данным ЮНИСЕФ, 28,5% детей в Казахстане испытывают множественные лишения, что показывает уязвимость детей и необходимость справедливого образования, поддерживающего самых слабых.

Ещё один фактор, напрямую влияющий на образовательный потенциал школьников — их физическое здоровье. Согласно данным, приведённым Алмагуль Канагатовой, около 20% учащихся 3−4-х классов в Казахстане имеют проблемы с лишним весом, на 57 тысяч случаев из 100 тысяч наблюдаются респираторные болезни у детей до 14 лет, также наблюдается рост астмы и нервных заболеваний, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы. Все эти проблемы влияют на концентрацию и посещаемость, следовательно, на образование, и поэтому важно, чтобы школа становилась не только местом обучения, но и точкой ранней диагностики проблем со здоровьем.

Сравнительный анализ образовательных систем стран, показывающих высокие результаты в международных исследованиях, и Центральной Азии, раскрывает аспекты, на которые стоит обратить внимание. Например, в Эстонии, входящей в топ-10 по PISA, сильны как академическая, так и организационная автономия школ, а централизованная система повышения квалификации учителей, основанная на курсовом подходе (когда учителя должны централизованно проходить определённые курсы для получения сертификата о повышении квалификации) отсутствует: вместо этого используется подход, основанный на коучинге (наставничестве). Схожий подход, основанный на коучинге, используется в Сингапуре — карьерный рост и профессиональное развитие педагога завязаны на практику урока, а не на формальное количество часов повышения квалификации.

В Австралии для диагностики и оценки успеваемости учащихся используются адаптивные тесты, подстраивающиеся под профиль класса, что позволяет точнее выявить пробелы в успеваемости и получить более точную обратную связь.

Вместе с этим, отметила спикер, странам региона есть также чему научиться друг у друга. Ряд нововведений в системе образования Казахстана дал положительный эффект. К примеру, в дошкольное образование внедрена ваучерная система, в которой «деньги следуют за ребёнком»: родители выбирают дошкольное образовательное учреждение, а негосударственные образовательные учреждения получают субсидии от государства по ваучерному принципу.

В среднем образовании наблюдается тенденция отказа от элитаризма в пользу эгалитаризма: строятся новые инновационные школы, например, школы BINOM, рассчитанные на всех, а не только на одарённых. Цифровая платформа Ustaz и новая система дифференцированной оплаты труда педагогов по результатам сертификации позволили сделать качество работы учителя измеримым и прозрачным, а также мотивировать учителей остаться в профессии и работать над собой.

В целом, по словам Алмагуль Канагатовой, чтобы успешно соединить два окна — «я» ребёнка и внешний цифровой мир, необходимо выполнить три условия: услышать страхи ребёнка, подготовить мосты и превратить школу из места передачи знаний в экосистему смысла, заботы и устойчивости.

Источник