
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
Развитие конкуренции на автомобильном рынке Узбекистана регулируется таким образом, чтобы сохранить лидирующие позиции UzAuto Motors. Об этом говорится в сообщении рейтингового агентства Moody’s Ratings.
Агентство подтвердило корпоративный рейтинг и оценку кредитоспособности UzAuto Motors с сохранением прогноза «стабильный».
Подтверждение рейтинга отражает ожидания агентства, что планируемое размещение пятилетних облигаций позволит компании укрепить ликвидность и рефинансировать евробонды на 300 млн долларов, срок которых истекает в мае 2026 года. Автопроизводитель намерен направить привлечённые средства на погашение международных и локальных кредитов. В случае неудачного размещения UzAuto Motors, по оценке Moody’s, сможет оперативно привлечь альтернативное финансирование.
Несмотря на временное снижение продаж и EBITDA в течение 12 месяцев, закончившихся в июне 2025 года, и рост долговой нагрузки, кредитные метрики компании остаются устойчивыми. Эти колебания связаны со «стратегическим переходом» на модель продаж в рассрочку, что соответствует прогнозам агентства.Реклама на Gazeta
Это показатель прибыли компании до вычета процентов по кредитам, налогов, амортизации и износа. EBITDA показывает, сколько компания зарабатывает на своей основной деятельности, не учитывая расходы на кредиты, налоги и оборудование.
UzAuto Motors сохраняет около 82% доли рынка легковых автомобилей Узбекистана и остаётся крупнейшим автопроизводителем страны. За последние 12 месяцев (по состоянию на июнь 2025 года) выручка компании составила 4 млрд долларов, а скорректированная EBITDA — 471 млн долларов.
Чтобы поддержать новую модель продаж, UzAuto увеличила заёмные средства для покрытия оборотного капитала, в результате чего долговая нагрузка выросла с 1,3x на 31 декабря 2024 года до 1,6x на 30 июня 2025 года. Moody’s ожидает постепенного улучшения показателей в течение ближайших двух лет по мере адаптации компании к новой модели продаж и внедрения механизмов стороннего финансирования клиентов.
Рейтинг UzAuto учитывает высокую вероятность государственной поддержки, поскольку 99,7% акций компании принадлежат правительству Узбекистана. Агентство отмечает, что компания играет ключевую роль в обеспечении доступных автомобилей, развитии промышленного сектора и экспорта, а также в создании рабочих мест.
Этому способствует сохраняющееся контрольное участие государства, предоставленная ранее финансовая помощь для расширения производства, а также регулирование, ограничивающее конкуренцию и защищающее рыночные позиции компании.
Рейтинг компании поддерживается:
- быстрым ростом экономики Узбекистана и недоразвитым внутренним рынком автотранспорта, создающим потенциал для дальнейшего расширения;
- стратегическим значением автопрома в промышленной политике государства, направленной на локализацию производства автокомпонентов и рост экспортного потенциала;
- взвешенной финансовой политикой и устойчивыми кредитными метриками компании.
В то же время Moody’s указывает на ряд ограничивающих факторов:
- меньший масштаб бизнеса по сравнению с глобальными автопроизводителями;
- географическую концентрацию — около 90% продаж приходится на Узбекистан, что повышает зависимость от экономической и политической среды страны;
- усиление конкуренции со стороны частных автопроизводителей, а также государственные инициативы по развитию производства электромобилей конкурентом (BYD), хотя эти процессы контролируются таким образом, чтобы сохранить лидирующие позиции UzAuto Motors на рынке;
- зависимость от лицензионного соглашения с General Motors и поставок компонентов через сеть GM;
- ограниченный и относительно устаревший модельный ряд;
- отрицательный свободный денежный поток (FCF) в последние два года и прогноз его сохранения на отрицательном уровне в 2025 году из-за значительных потребностей в оборотном капитале.
Ликвидность и структура долга
Moody’s оценивает ликвидность UzAuto как достаточную при условии успешного размещения облигаций. Компания планирует направить часть средств на рефинансирование краткосрочных обязательств, включая евробонды 2026 года.
UzAuto также располагает револьверной кредитной линией на 80 млн долларов в «Капиталбанке», которую планирует погасить после размещения облигаций, чтобы восстановить доступ к этому источнику ликвидности.
В структуре долга компании — необеспеченные евробонды на 300 млн долларов, кредиты в «Ипотека-банке» ($50 млн) и «Капиталбанке» ($80 млн). После нового размещения основную часть долгового портфеля составят необеспеченные облигации.
Прогноз — стабильный
Стабильный прогноз отражает ожидания Moody’s, что показатели продаж и выручки стабилизируются с 2025 года, а свободный денежный поток станет положительным в течение 12−18 месяцев.
Повышение рейтинга возможно при улучшении суверенного рейтинга Узбекистана и устойчивом росте UzAuto, в том числе за счёт расширения экспорта и диверсификации рынков.
В то же время понижение возможно при ухудшении показателей ликвидности, существенном падении продаж, а также при ухудшении условий сотрудничества с General Motors или непродления соглашения после 2027 года.
UzAuto Motors производит автомобили под брендом Chevrolet (включая модели Cobalt, Damas и Labo) по лицензионному соглашению с General Motors. За 12 месяцев, завершившихся 30 июня 2025 года, компания произвела около 378 тысяч автомобилей, из которых 89% реализовано на внутреннем рынке, а остальная часть экспортирована в Казахстан, Грузию, Армению и Кыргызстан.
Напомним, в ноябре Узбекистан и США подписали соглашения на миллиарды долларов, в том числе об импорте автокомпонентов на $5 млрд и обсуждении участия американских компаний в приватизации UzAuto Motors. Компанию планировалось выставить на торги в I квартале 2026 года.
Президент Шавкат Мирзиёев 6 ноября обсудил с директором General Motors International Шилпаном Амином углубление локализации автомобилей и расширение номенклатуры продукции. «Узбекистан — стратегически важная страна… Меня особенно радует широкое распространение Chevrolet в стране», — отметил представитель компании.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ