
Фото: Евгений Сорочин / Gazeta
При формировании государственного бюджета на 2026 год правительство Узбекистана учло рекомендации Международного валютного фонда, в том числе касающиеся влияния доходов от золота и роста государственных расходов. Об этом на пресс-конференции 30 января сообщил директор Департамента Министерства экономики и финансов Шерзод Мухамедов.
Журналист «Газеты» напомнил, что МВФ предупреждал Узбекистан о необходимости снизить влияние доходов от золота на экономику, чтобы избежать её «перегрева», а также предостерегал от резкого увеличения бюджетных расходов.
В конце 2025 года правительство утвердило поправки в госбюджет, увеличив расходы госорганам на 14,6%, или на 41,2 трлн сумов ($3,4 млрд). На увеличение зарплат бюджетников выделено вдвое больше денег — индексация прошла раньше и в большем объёме. Расходы правоохранительных и силовых ведомств увеличены на $1,5 млрд (детали).
«Что касается рекомендаций Международного валютного фонда и роста бюджетных расходов — да, при разработке проекта бюджета на 2026 год рекомендации МВФ были учтены», — сказал Шерзод Мухамедов.
На вопрос о том, планируется ли для смягчения влияния доходов от золота внедрение отдельного фискального правила или создание структуры, подобной фонду, он заявил, что «соответствующие предложения разрабатываются».Реклама на Gazeta
По его словам, в 2025 году расходы действительно были увеличены, и министерство уже давало разъяснения по этому поводу.
«Основная часть увеличения была направлена на улучшение инфраструктуры регионов, дополнительную поддержку малообеспеченного населения, а также на досрочное повышение заработных плат, социальных пособий и пенсий — раньше запланированных сроков и в большем размере», — пояснил директор департамента.
При этом он добавил, что не располагает детальной информацией по отдельным направлениям увеличения расходов.
По данным министерства, в 2026 году существенного роста расходов не предусмотрено.
«Если посмотреть закон о бюджете на 2026 год и материалы „Бюджет для граждан“, можно увидеть, что расходы бюджета в 2026 году по сравнению с 2025 годом увеличены лишь примерно на 3,5−4%. То есть значительного роста расходов нет. Бюджет был сформирован и утверждён осторожно — с учётом совместной работы с МВФ, прогнозов и ожиданий на следующий период», — отметил Мухамедов.
В ходе пресс-конференции журналист «Газеты» задал вопрос о рисках, связанных с высокой зависимостью бюджета от мировых цен на золото, и о том, проводятся ли стресс-тесты на случай резкого снижения котировок.
«В прошлом году нам пришлось адаптироваться к новой реальности — влияние золота на нашу экономику значительно усилилось. Это было связано с ростом мировых цен. С одной стороны, это очень хорошо для нас, но в целом создаёт определённые риски… Проводятся ли стресс-тесты бюджета по цене золота? Например, если сейчас цена условно 5500, а вдруг резко упадёт до 2000−2500−3000?» — спросил журналист.
Директор департамента заявил, что в этом направлении проводятся анализы, сценарные расчёты, изучаются различные варианты, что является «стандартной практикой».
По его словам, в последние годы значительная часть расходов направлялась на развитие социальной и инфраструктурной сферы в регионах.
«Например, была принята программа по сокращению бедности, финансировались „драйверные“ проекты, выделялись бюджетные средства на поддержку 1000 наиболее сложных махаллей. Эти меры рассматриваются как инструменты развития экономики и страны в условиях сложной геополитической обстановки», — отметил Шерзод Мухамедов.
Он также подчеркнул, что в случае снижения цен на золото могут активнее развиваться другие отрасли экономики.
«Например, при смягчении всех геополитических ситуаций и открытии рынков и новых рыночных механизмов могут активнее развиваться другие сектора. В этом случае ожидается, что влияние на расходы и доходы бюджета будет менее существенным», — сказал представитель Минэкономфина.
По его словам, во многих развитых странах наблюдается схожая практика: в условиях неопределённости цена золота растёт, и в такие периоды дополнительные бюджетные расходы на развитие экономики и инфраструктуры считаются «естественными».
«И в настоящее время бюджетные средства в основном направляются именно в эти сферы», — заключил он.
Цены на золото закладывают консервативно
Говоря о ценах на золото, заместитель министра экономики и финансов Ахадбек Хайдаров отмечал, что при подготовке бюджета используется осторожный подход.
«Международная практика показывает, что при подготовке проекта государственного бюджета цена на золото всегда закладывается консервативно. Мы также исходили не из краткосрочных колебаний, а из долгосрочных тенденций и фундаментальных факторов», — отметил он.
При этом он не исключил появления дополнительных доходов в течение года.
«Если за счёт краткосрочного роста цен на золото будут получены дополнительные доходы, часть средств может быть направлена на приоритетные цели, а часть — на сокращение бюджетного дефицита», — сообщил замминистра.
Согласно базовому сценарию Центрального банка, при сохранении высокого спроса на золото его цена в первой половине 2026 года останется в восходящем тренде.
Среднегодовая цена прогнозируется на уровне 3800−4000 долларов за тройскую унцию, тогда как с 2027 года ожидается переход к нисходящему тренду (в 2027 году — 3500 долларов, в 2028 году — 3410 долларов).
«Газета» писала, что рост мировых цен на золото принёс бюджету Узбекистана дополнительные доходы, из-за чего правительство увеличило расходы быстрее прогнозов. За девять месяцев государство выполнило 90,4% плана по расходам, который был намечен на весь год.
НОВОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ