Главная | ОБЩЕСТВО | Сочетание климатических и антропогенных факторов. Комитет по экологии — о причинах загрязнения воздуха в Ташкенте

Сочетание климатических и антропогенных факторов. Комитет по экологии — о причинах загрязнения воздуха в Ташкенте

Центр Ташкента примерно в 16:00 22 ноября 2025 года.

Фото: Отабек Турдиев / Gazeta

Национальный комитет по экологии и изменению климата Узбекистана 22 ноября представил данные о причинах и структуре загрязнения воздуха в Ташкенте, а также планах по улучшению ситуации. Встреча руководства и специалистов комитета прошла на фоне растущего беспокойства общественности по поводу качества воздуха и его влияния на здоровье и жизнь людей. Она также состоялась сразу после принятия президентом указа о создании «системы управления по оперативному реагированию на требования населения в сферах экологии и туризма», которым и был создан новый комитет.

Представители комитета признали совместное влияние на качество воздуха природных и антропогенных (связанных с влиянием человека на природу) факторов и назвали главные источники образования мелкодисперсных частиц РМ2,5 (диаметром до 2,5 микрометра) — наиболее опасного типа загрязнителей, влияющих на здоровье людей. «Газета» публикует основные тезисы, прозвучавшие на встрече.

За последние пять лет ситуация усугубилась. Причины

Ташкент днём 23 ноября. Фото: Отабек Турдиев / Gazeta.

Почти всю уходящую неделю территория Узбекистана находилась под влиянием температурной инверсии, при которой холодный воздух оказывается внизу, а тёплый — наверху, и из-за застоя воздуха в нём накапливаются загрязняющие частицы (образуется смог).

Ситуация усугубилась за последние пять лет, сообщили в Комитете по экологии. Из-за изменения климата ранее подобные явления происходили два-три раза в год и были непродолжительными.

Ветровые массы, приходящие извне, изменили направление, и фиксируются случаи, когда продолжительность инверсии достигает 10 дней, а частота таких явлений выросла в 5 раз.Реклама на Gazeta

В комитете напомнили ноябрь 2021 года, когда столицу впервые за всю историю метеонаблюдений накрыла песчано-пыльная мгла. Она держалась несколько дней. После этого негативные явления, вызванные климатическими изменениями, начали проявляться чаще.

Узбекистан расположен в одном из самых пыльных регионов планеты: 80−85% территории — пустыни и полупустыни, сказал директор Научно-исследовательского гидрометеорологического института Дониёр Тургунов.

«Раньше этот процесс [изменения климата] тоже оказывал влияние. Но сейчас усиление природных факторов совпало с ростом антропогенного влияния. Кроме того, в этом году наблюдается сильная засуха… Мы сами видим: осенью лишь раз был дождь. В ноябре у нас нет дождей, и до декабря их тоже не ожидается. Это привело к прекращению естественного „промывания“ атмосферы. В результате атмосферные процессы, на которые воздействуют антропогенные факторы, также не очищаются и сохраняют устойчивую концентрацию загрязнений», — сказал он.

Директор НИГМИ отметил, что регион находится в резко континентальной зоне, где воздух резко охлаждается и резко нагревается.

«Из-за этого усиливаются инверсионные процессы. Вертикальные движения воздуха ослабли, инверсия усилилась, и устойчивые слои не рассеиваются. К тому же нет достаточной скорости ветра, чтобы вывести загрязнения. Поэтому сейчас мы наблюдаем такие явления», — пояснил он.

Исследование Всемирного банка показывает, что до 36% загрязнения воздуха частицами PM2,5 в Узбекистане связано с природной пылью, а в некоторые дни эта доля может достигать 80%. Пыль приносится ветрами из засушливых районов, а изменение розы ветров за последние десятилетия усилило этот эффект.

Систематические гидрометеорологические наблюдения в Ташкенте ведутся с 1868 года. За более чем 170-летнюю историю наблюдений нынешний год стал самым засушливым после 1917 года.

«Это означает, что природный фактор сейчас чрезвычайно усилился, и это необходимо учитывать при анализе качества воздуха», — подчеркнул глава Национального комитета по экологии Азиз Абдухакимов.

Природный фон усиливается из-за отсутствия осадков и высокой температуры воздуха, что резко ускоряет процессы опустынивания.

Ледники в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане сократились на 30−40%, что приводит к снижению водных ресурсов.

По оценкам, в странах Центральной Азии каждую минуту 9 квадратных метров превращаются в пустыню.

«Мы должны объяснять людям, что климатические изменения действительно происходят. Это факт. Независимо от того, кто что говорит или как пытается интерпретировать, на сегодняшний день в Узбекистане и в целом в Центральной Азии наша самая большая проблема — это нехватка воды и опустынивание», — заявил Азиз Абдухакимов.

Антропогенные источники усугубляют ситуацию

Источники частиц PM2,5. В порядке убывания: природная пыль, отопление, транспорт, лёгкая промышленность, тяжёлая промышленность, городская пыль, отходы.

Директор Национального центра по изменению климата Фаррух Саттаров также отметил, что природные факторы усилили воздействие антропогенных источников загрязнения. Доля природной пыли в загрязнении воздуха Ташкента составляет около 36%. Другие источники:

  • отопление (в домах, промышленности и сельском хозяйстве, включая теплицы) — 28%,
  • транспорт — 16%,
  • лёгкая промышленность — 7%,
  • тяжёлая промышленность — 6%,
  • городская пыль — 6%,
  • отходы — 1%.

«В PM2,5 входят и пыль, и мелкие частицы продуктов сгорания, выбрасываемые в атмосферу», — сказал он.

Бобур Сираджев, специалист по городскому планированию, в своём канале Urban Metrics на днях разбирал, откуда в столицу приходит загрязнённый воздух. Согласно его анализу, Ташкент окружён не одним, а двумя поясами теплиц, второй — в приграничных районах Казахстана. По данным «Газеты», в теплицах в соседнем государстве также используется уголь для отопления.

Месячные показатели частиц PM2,5 в разрезе отраслей в Ташкенте (транспорт, пыль, общепит, отопление, отходы, промышленность). Источник: Всемирный банк.

Энергетика и тепличные хозяйства

Сектор производства тепла и электроэнергии, включая котельные, тепловые электростанции и теплицы, формирует около 28% выбросов PM2,5.

Часть объектов до сих пор использует мазут и уголь. Если в 2019 году использовалось 3,9 миллиона тонн угля, то в 2024 году — 11,5 миллиона тонн. Использование мазута выросло с 446 тысяч до 749 тысяч тонн.

Печь для отопления теплицы, уголь и шины. Фото: Комитет по экологии.

Согласно озвученным данным, вокруг Ташкента насчитывается 6517 теплиц, из них не работают 2925. Более 1800 теплиц работают без фильтров, только 100 — с фильтрами. 3592 теплицы отапливаются углём (некоторые используют раздробленные шины), 53 — газом. Для 2822 теплиц не требуется топливо.

Примечательно, что для отопления 1 гектара теплиц в осенне-зимний сезон (пять месяцев) требуется 175 тысяч кубометров газа. Всего для физических и юридических лиц, владеющих теплицами, требуется 104,4 миллиона кубометров газа, что составляет лишь 0,5% от общего потребления по стране (в потреблении Ташкентской области — 2,1%, Ташкента и области — 0,7%).

Недавним постановлением президента предусмотрено обеспечить стабильные поставки тепличным хозяйствам Ташкента и Ташкентской области природного газа. Это коренной пересмотр политики — в прежние годы для экономии газа стимулировался перевод теплиц, цементных и кирпичных заводов, детсадов, школ и больниц на угольное топливо.

Теплицы вокруг Ташкента. Источник: Комитет по экологии.

Транспорт

Согласно приведённым оценкам, около 16% выбросов PM2,5 в столице приходится на автотранспорт.

Ежедневно по городу передвигается около 1 миллиона транспортных средств: зарегистрировано 650−700 тысяч автомобилей, ещё 300−350 тысяч въезжают из регионов. Пять лет назад цифра была вдвое меньше: зарегистрировано около 300−350 тысяч машин, а из областей приезжало около 100 тысяч.

Многие годы вклад в загрязнение воздуха вносили старые автомобили и грузовики. 34%, или 264 тысячи, были произведены до 2010 года, 9,6%, или 75 тысяч, выпущены до 2000 годов. В последние годы всё больше автомобилей являются электрическими и гибридными, значительное количество машин также ездит на газе. Большая часть общественного транспорта заменена на отвечающий экологическим стандартам.

Немалая часть автомобилей использовала низкооктановый бензин Аи-80. С 1 октября его производство прекращено, а с 1 декабря будет запрещена продажа Аи-80.

По данным источника «Газеты» в хокимияте столицы, 40% машин в городе сейчас ездит на газе, 10% электрички, Аи-80 используют менее 30%.

Ещё одна проблема заключалась в том, что на отечественные автомобили не устанавливались каталитические нейтрализаторы (устройства, способные ослабить токсичность и уменьшить количество выхлопных газов, производимых двигателем).

Эксплуатация части машин зачастую ведётся с нарушением экологических требований, а регулярные пробки в городе усиливают концентрацию вредных веществ в воздухе.

Важным фактором в Комитете по экологии назвали всё ещё низкую долю использования общественного транспорта. Чтобы больше людей отказывалось от личных автомобилей, необходимо ускорить его развитие.

Строительство, деревья и роза ветров

Значимым фактором остаётся промышленный и строительный сектор, на которые приходится 6% и 7% загрязнения воздуха частицами PM2,5. Выбросы промпредприятий в атмосферу в 2024 году составили 405,6 тысячи тонн.

Среди причин — нехватка или отсутствие пылегазоочистного оборудования. В Ташкенте и Ташкентской области 750 предприятий не установили такое оборудование, у 94 компаний эффективность оборудования ниже 80%, 44 предприятия регулярно превышают нормативы выбросов.

Другие факторы — сжигание материалов и растворение битума без специальной техники, движение строительной техники в городе.

Критичный фактор загрязнения, вызванный строительством, — сокращение зелёных зон и вырубка деревьев.

Эксперты подчеркнули, что естественное снижение запылённости в условиях аридного климата возможно только при наличии крупных лиственных деревьев — прежде всего платанов, которые одновременно задерживают пыль и вырабатывают кислород.

Однако в последние десятилетия в столице массово вырубались большие деревья, а на их месте высаживали «модные» хвойные породы вместо лиственных.

Серьёзной проблемой стало нарушение традиционной циркуляции ветра. По данным специалистов, в городе изменилась роза ветров, что ухудшило его «продуваемость». «Раньше в Ташкенте направление ветров было относительно стабильным. Но массовая застройка высокими зданиями — без учёта этого фактора — нарушила циркуляцию. Воздушные потоки стали перекрываться», — сказали на встрече.

На изменение ветрового режима повлияло и уменьшение уровня воды в реках в связи с выемкой пород для строительства. Уровень реки Чирчик и других водотоков снизился, что ослабило взаимодействие воздушных потоков с водной поверхностью. Температурные перепады и движение воздуха связаны между собой. Снижение водности рек тоже внесло свою долю.

Направления и скорость ветров за 1950−1980, 1990−2020 и 2020−2024 годы. Нажмите для увеличения

По результатам анализа наблюдений с 1868 года специалисты зафиксировали существенное падение скорости ветра, сообщил Шухрат Саттаров.

Если в 1970—1980-х годах средняя скорость составляла 1,7 м/с, то в последние годы — лишь 1,3 м/с. В 2020—2024 годах направление и скорость ветра резко изменились и уменьшились, из-за чего температурная инверсия усилилась.

«Мусорные полигоны — экологическая бомба»

Один из наиболее серьёзных источников загрязнения — старые полигоны, которые многие годы работали без экологического контроля.

«Самое большое зло — это полигоны. Это экологическая бомба», — отметил один из представителей комитета.

До недавнего времени в стране официально числилось 220 полигонов, большинство из которых не соответствовали экологическим нормам и создавали риски выбросов свалочного газа.

С 2023 года началась их инвентаризация и закрытие. По данным ведомства:

  • 30−35% полигонов уже закрыты и рекультивированы,
  • в регионы направлена техника — грейдеры, экскаваторы, уплотнители,
  • создана онлайн-карта свалок, где публикуются обновлённые данные по рекультивации.

Незаконные свалки выявлены и по спутниковым данным. Многие из них возникли после того, как районы передали вывоз отходов частным операторам.

«Частные операторы экономили на транспортировке и просто сваливали мусор в ближайшие карьеры, без оформления и без экологической экспертизы», — заявили в ведомстве.

По предварительным расчётам, свалочные газы ранее давали 2,5−3% загрязнения воздуха в стране, более 1 миллиона тонн углекислого газа ежегодно.

Резюме

По данным Комитета по экологии, ухудшение качества воздуха — следствие как климатических изменений, так и антропогенных факторов, а именно:

  • ускоренного роста экономики,
  • увеличения населения,
  • расширения застройки,
  • нарушения градостроительных норм,
  • вырубки зелёных зон.

Как писала «Газета», в Ташкенте на этой неделе впервые за много лет начали поливать улицы и зелёные зоны. Кроме того, вновь включены все фонтаны, хотя сезон уже завершён. В хокимияте признали, что это не решает проблему фундаментально, «но даёт быстрый эффект, снижая уровень запылённости в течение нескольких часов».

Напомним, в начале 2024 года, когда в Ташкенте также наблюдалось усиление загрязнения воздуха, Министерство экологии (ныне комитет) публиковало заявление о причинах и планы по исправлению ситуации. В том заявлении на первый план ставились антропогенные факторы. За прошедшее время часть запланированных мер была реализована.

Материал об оперативных и долгосрочных мерах по улучшению ситуации, которые представил Комитет по экологии, будет опубликован на «Газете» отдельно.

Источник


Теги: