Фото: Пресс-служба президента
Тридцать лет на сближение: история отношений Узбекистана и ЕС
Узбекистан и Евросоюз подходят к подписанию Расширенного соглашения о партнёрстве и сотрудничестве. В преддверии этого события «Газета» изучает 31-летнюю эволюцию отношений — от политического охлаждения и торговых ограничений до многомиллионных инвестиций и участия в общих региональных проектах.
O‘zbek tilida
Ўзбек тилида
Вчера, 20:51
Политика
В четверг, 23 октября, президент Шавкат Мирзиёев отправится в Брюссель, где Узбекистан и Европейский союз подпишут Расширенное соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СРПС).
Этот документ обновит правовую базу двусторонних отношений, которые в последние годы становятся все более оживлёнными на фоне геополитических кризисов и вызванных ими экономических и транспортных сложностей.
Путь к нынешнему уровню взаимодействия насчитывает более 30 лет и его нельзя назвать простым. После провозглашения независимости в 1991 году Узбекистан стал выстраивать внешнеполитические связи. До создания Европейского союза в его современной форме оставалась ещё пара лет, однако уже в 1992 году Узбекистан подписал меморандум о взаимопонимании с Европейским экономическим сообществом, предшественником ЕС.
Реклама на Gazeta
Спустя год в нидерландском Маастрихте был подписан Договор о Европейском союзе, и в 1994 году Узбекистан установил официальные дипломатические отношения со вновь созданной организацией.
В 1996 году в Флоренции стороны подписали Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) между Узбекистаном и Евросоюзом. Оно вступило в силу 1 июля 1999 года. Этот документ заложил основу для политического диалога, экономического и торгового сотрудничества и по сей день остаётся базой, которая регулирует отношения страны и организации.
Отношения развивались и на региональном уровне. В 2007 году Евросоюз принял свою первую стратегию по Центральной Азии. В том же году были введены ежегодные диалоги по правам человека, а также по вопросам юстиции и внутренних дел, которые проводились поочерёдно в Брюсселе и Ташкенте.
Вместе с тем в середине 2000-х отношения резко охладились. После событий 2005 года в Андижане ЕС потребовал международного расследования. Узбекистан отказался, и в ответ Брюссель ввёл санкции — эмбарго на поставки стране оружия и военной техники, которые могли быть использованы для внутренних репрессий, а также визовые ограничения в отношении тех, кого ЕС считал ответственными за непропорциональное применение силы в Андижане.
Только к 2009 году большинство ограничений сняли. Это решение, как писали тогда европейские СМИ, стало следствием того, что Узбекистан освободил некоторых политзаключённых и отменил смертную казнь.
Таким образом, стороны сохранили интерес к сотрудничеству, но вопросы прав человека и прозрачности политики в отношениях сторон оставались острой темой. Например, в 2011 году европейские парламентарии проголосовали против снижения текстильных тарифов для Узбекистана до тех пор, пока Международной организации труда (МОТ) не будет предоставлен доступ в страну для изучения сообщений о принудительном детском труде.
С середины 2010-х годов отношения стали постепенно выправляться. ЕС расширил техническую помощь, торговля между страной и регионом пошла вверх.
В мае 2011 года в Ташкенте открылась делегация ЕС. Решение об этом было принято в январе 2011 года в ходе визита президента Ислама Каримова в Брюссель. Первым главой делегации стал Норбер Жустен, его миссия продлилась год — с начала 2012 года до конца, затем его сменил Юрий Штерк, пробывший в Узбекистане до 2016 года. С 2016 по 2021 годы послом ЕС в Узбекистане служил Эдуардс Стипрайс, а с 2021-го по 2024-й — Шарлотта Адриан. С прошлого года ЕС в Ташкенте представляет Тойво Клаар.
Программу реформ, анонсированную правительством Узбекистана после смены власти в 2016 году, а также заинтересованность в сотрудничестве с зарубежными партнёрами позитивно восприняли в Брюсселе. Это способствовало существенному оживлению диалога.
Дополнительным импульсом сотрудничества стало одобренное Европейским парламентом в декабре 2016 года соглашение о торговле текстилем с Узбекистаном. Это стало признанием шагов Узбекистана по искоренению детского, а впоследствии и принудительного труда при сборе хлопка, предпринятых при сотрудничестве как с Международной организацией труда (МОТ), так и с самим Евросоюзом.
На фоне перезапуска регионального диалога между центральноазиатскими государствами Евросоюз начал поиск нового подхода к самому региону Центральной Азии. Итогом стало принятие обновлённой стратегии по ЦА в 2019 году. Документ направлен на укрепление верховенства права, поддержку экономической модернизации и частных инвестиций, развитие устойчивой торговли, транспорта и цифровой связности, а также на продвижение регионального взаимодействия и коллективного ответа на общие вызовы — от безопасности до экологии.
Значимым в истории двусторонних отношений стал 2021 год, когда Узбекистан получил доступ к европейской системе GSP+ — льготному режиму, позволяющему стране экспортировать в регион свыше 6000 видов товаров без пошлин.
Повлияла на отношения Узбекистана и Евросоюза и ситуация в соседнем Афганистане. Власти стран ЕС и еврочиновники приветствовали шаги Ташкента по содействию эвакуации и транзиту граждан ЕС и афганцев, работавших с прежней администрацией.
Сегодня ЕС предоставляет Узбекистану финансовую помощь на миллионы евро, в первую очередь для содействия экономическому развитию. 71 млн евро был выделен стране в 2007—2013 годах и 168 млн евро — в 2014—2020 годах.
Многолетняя индикативная программа ЕС для Узбекистана на 2021−2027 годы выделила 76 млн евро на 2021−2024 годы и ещё 43 млн евро на новые двусторонние инициативы в 2025—2027 годах (итого 119 млн). Эти средства направляются на проекты в области укрепления демократического управления, цифровой трансформации, содействие инклюзивному экономическому росту и развитию экологичного сельского хозяйства.
В июле 2022 года Узбекистан и Евросоюз завершили переговоры по новому амбициозному документу — Расширенному соглашению о партнёрстве и сотрудничестве ЕС и Узбекистана (СРПС). Ожидается, что соглашение создаст основу для более широкого сотрудничества в торговле, инвестициях, цифровой экономике, транспорте и экологии.
Узбекистан станет третьей страной в Центральной Азии, которая подпишет СРПС с Евросоюзом. Первым это сделал Казахстан в 2020 году, затем ЕС подписал соглашение с Кыргызстаном в 2024 году. Таджикистан завершил переговоры об СРПС с Евросоюзом в июле нынешнего года и выразил желание подписать его не позднее 2026 года.
Отношения Туркменистана с ЕС базируются на Протоколе по вопросам торговли и связанных с ней вопросов, который вступил в силу 1 августа 2010 года. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) между ними было подписано в 1998 году, однако Европарламент не ратифицировал его. В марте 2024 года Туркменистан и ЕС подписали протокол к СПС в Брюсселе, что рассматривается как шаг вперёд в расширении рамки сотрудничества.
В 2025 году в Самарканде состоялся первый саммит «Центральная Азия — Евросоюз». Страны Центральной Азии были представлены президентами, ЕС — председателями Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и Евросовета Антониу Коштой. На саммите Евросоюз объявил об инвестиционном пакете для Центральной Азии на сумму €12 млрд для развития четырёх сфер — транспортных коридоров, добычи и переработки критически важных ресурсов, зелёной энергетики, а также цифровизации и спутникового интернета.
По итогам встречи на высшем уровне лидеры стран Центральной Азии и Евросоюза приняли совместную декларацию, которая повысила отношения сторон до уровня стратегического партнёрства.
Сегодня ЕС напрямую и через свои финансовые институты поддерживает инвестициями несколько крупных региональных проектов в Центральной Азии. Среди них — Транскаспийский торгово-транспортный коридор, строительство Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане и Рогунской ГЭС в Таджикистане, спутниковый интернет для труднодоступных местностей региона.
Фото: global-gateway-forum.ec.europa.eu
Кроме того, в 2024 году ЕС подписал с Узбекистаном меморандум по развитию устойчивых цепочек создания стоимости в области критически важного сырья.