Главная | ЭКОНОМИКА | Экостикеры для автомобилей внедрят в Ташкенте с 2026 года. Утверждён порядок их выдачи

Экостикеры для автомобилей внедрят в Ташкенте с 2026 года. Утверждён порядок их выдачи

Фото: Шохрух Хайдаров / Gazeta

Кабинет министров Узбекистана 28 ноября утвердил порядок поэтапного внедрения системы «Экологический транспорт», направленной на сокращение вредных выбросов автотранспорта и улучшение качества атмосферного воздуха.

Документом также утверждено положение о диагностике транспортных средств и выдаче экологических стикеров.

Согласно постановлению, в соответствии со стратегией «Узбекистан-2030» эксплуатация автомобилей, которые не соответствуют стандарту Евро-5 и выше, будет поэтапно ограничиваться в Ташкенте, Нукусе и областных центрах до 2030 года.

На первом этапе система «Экологический транспорт» начнёт действовать в Ташкенте с 1 января 2026 года.

Документ предусматривает:

  • создание экологических зон в регионах на основе фактического состояния атмосферного воздуха и международного опыта;
  • формирование электронной экологической карты;
  • распределение автомобилей по экологическим категориям согласно нормативам о выбросах загрязняющих веществ (оксида углерода, CO): «чистая» (зелёная), «средняя» (жёлтая) и «вредная» (красная).

Категория определяется по экологическому классу автомобиля («Евро» или аналогичные стандарты) либо по результатам диагностического обследования. Стикеры будут печататься автоматически в подразделениях Службы безопасности дорожного движения (СБДД) и выдаваться вместе со свидетельством о регистрации.

С 1 января 2026 года в технической документации автомобилей отечественного производства должен быть указан их экологический класс.

Информация об экологическом классе будет отображаться в электронных регистрационных справках. МВД и Министерство транспорта обобщат и утвердят данные об экологических классах транспортных средств, находящихся в обращении и производящихся в стране.Реклама на Gazeta

Все сведения будут вноситься в модуль «Учёт автомототранспорта» Единой автоматизированной системы СБДД.

Как будут определять экологическую категорию

Экологическая категория автомобиля определяется по экологическому классу, утверждённому производителем (для новых и зарегистрированных авто с известным классом).

Если экологический класс неизвестен, автомобиль будет направлен на диагностику, где уровень выбросов определяется с помощью автоматизированной системы и фиксируется в модуле учёта.

Результаты диагностики, данные об операторе, дата и время фиксируются онлайн.

Владельцы транспортных средств, чья экологическая категория не соответствует экологической зоне, столкнутся с ограничениями или запретами на въезд, либо должны будут уплатить экологический компенсационный платёж.

Автомобили с подтверждённым экологическим классом будут относиться:

  • бензин / газ: Евро-2 и выше — «чистая» категория, Евро-0 и Евро-1 — «средняя»;
  • дизель: Евро-4 и выше — «чистая», Евро-3 — «средняя», Евро-0, Евро-1, Евро-2 — «вредная»;
  • гибридные авто, автомобили на альтернативном топливе (кроме газа), а также автомобили младше трёх лет — «чистая» категория.

Допустимые нормативы вредного воздействия выбросов загрязняющих веществ автотранспортных средств на атмосферный воздух.

Владелец авто имеет право:

  • запросить сертификат метрологического контроля оборудования;
  • в случае несогласия с результатами — пройти повторную диагностику.

Первичное определение экокатегории автомобиля, а также повторное (один раз в течение года), включая проведение диагностического обследования и выдачу экологического стикера, осуществляется подразделениями СБДД МВД бесплатно.

Каждая последующая — платная, стоимость составляет 1 базовая расчётная величина (412 тысяч сумов).

Средства распределяются следующим образом:

  • 15% — СБДД,
  • 15% — Центру инновационных проектов МВД,
  • 70% — в госбюджет.

Выдача стикеров

Экологические стикеры будут выдаваться:

  • при регистрации и перерегистрации (включая тех, кто ранее уже получал стикер);
  • для автомобилей в эксплуатации по добровольному заявлению владельца через сайт МВД или Единый интерактивный портал госуслуг ЕПИГУ.

Владелец должен предоставить:

  • электронное заявление,
  • электронную копию свидетельства о регистрации,
  • адрес для доставки стикера.

Стикер печатается и отправляется почтой. Почтовый сбор — 5% базового расчётного размера — оплачивается заранее.

Если экологический класс не установлен, заявителю направляется уведомление о необходимости диагностики.

Диагностика проводится с использованием системы автоматической оценки нормативов со стороны экологического оператора — уполномоченного сотрудника государственного унитарного предприятия МВД «Центр по реализации инновационных проектов и оказанию сервисных услуг населению».

Размещение и замена стикера

Стикер наклеивается внутри лобового стекла снизу справа. Переклеивать или размещать в другом месте запрещено.

Экологические стикеры выдаются бессрочно.

Они могут быть переоформлены на платной основе в следующих случаях:

  • смена владельца, адреса регистрации, реорганизация юрлица;
  • замена госномеров;
  • повреждение или потеря читаемости стикера;
  • повреждение лобового стекла.

Требования положения не распространяются на:

  • транзитные и временно находящиеся (до 90 дней) в Узбекистане транспортные средства;
  • электромобили, электромотоциклы, скутеры, мопеды, трехколесные ТС;
  • транспортные средства оперативных и специальных служб (с маячками) и общественный транспорт (кроме такси и маршрутного такси);
  • сельскохозяйственную технику и автомобили со знаком «Лицо с инвалидностью».

Изначально выдачу экостикеров планировалось начать с 1 июня 2024, но Кабмин отсрочил этот процесс на 1 марта 2025 года, а затем на 2026 год.

В презентации Национального комитета по экологии 22 ноября говорилось, что стикеры в Ташкенте планируется внедрить с 1 апреля 2026 года.

Ежедневно по городу передвигается около 1 миллиона транспортных средств: зарегистрировано 650−700 тысяч автомобилей, ещё 300−350 тысяч въезжают из регионов. Пять лет назад цифра была вдвое меньше: зарегистрировано около 300−350 тысяч машин, а из областей приезжало около 100 тысяч.

34%, или 264 тысячи автомобилей были произведены до 2010 года, 9,6%, или 75 тысяч, выпущены до 2000 года. Число машин, выпущенных в 2015—2020 годы, составляет 394 тысяч (50,3%). В последние годы всё больше автомобилей являются электрическими и гибридными (их доля составляет 2,4%, или 18474) , значительное количество машин также ездит на газе.

«Виртуальные стикеры»

Автор блога Kuraboff.net Шухрат Курбанов, комментируя начало выдачи экологических стикеров, напомнил, что в Узбекистане уже действует отдельный тип государственных регистрационных номеров для электромобилей. По его словам, без учёта существующих механизмов такая инициатива может выглядеть как попытка монетизации на фоне экологических проблем.

Автор канала «На бегу» Малик Каримов отметил, что помимо цветовой дифференциации номерных знаков существует и оцифрованная база данных СБДД, позволяющая по государственному номеру определить не только марку автомобиля, но и тип двигателя — ДВС, электромотор или гибридную установку.

Каримов привёл в пример отказ от физических стикеров на тонировку. По его словам, в первые годы после разрешения тонировки водителям выдавались стикеры голубого и зелёного цвета, однако затем их отменили, поскольку у инспекторов появились планшеты с доступом к единой базе.

«У меня ощущение, что сторонники возвращения экологических стикеров не учитывают уровень цифровизации, который продвигает прогрессивная часть правительства. Я за стикеры, но — виртуальные», — резюмировал он.

Отметим, в некоторых странах Европы (например, в Нидерландах) вместо физических экостикеров применяются цифровые или полностью виртуальные системы, где проводится автоматическое считывание номеров и онлайн-базы данных при определении соответствия автомобиля экологической зоне.

Источник